Родовые поместья -Сказка- arrow Мысли и думы arrow Мысли вслух

Выразительные средства русского языка
Написал: Елена Кульченко   

Критика - это когда один человек объясняет другому, как бы сделал он, если бы вообще умел.

Сколько помню себя, никогда меня не прельщала работа критика. Разбирать "по кирпичикам" художественное произведение, на мой взгляд, не имеет никакого смысла. Ни для понимания его, ни тем более для перенятия полезного авторского опыта, чтобы научиться делать также.

Гораздо лучше воспринимать творение вцелом, а не разобрав его на составные части. Ведь от того, что мы подвергнем анализу, к примеру, стихотворение - вряд ли мы станем к нему относиться лучше (а вот хуже - можем!).

Поэтому я бы сказала, что стихи нужно читать душой, а не мозгом - тогда и понятно будет, что нравится, а что не нравится. С наработкой такой практики сами собой впитаются в подсознание и все используемые любимыми авторами выразительные средства русского языка, а использование их в своих собственных произведениях станет лёгким и естественным делом.

Тем не менее, сегодня, в порядке исключения, я подвергну литературному анализу стихотворное произведение известной сетевой поэтессы Юлии Соломоновой (более известной под творческим псевдонимом Сола Монова), которое называется "Поверь".
 
Когда подружка накачала губы
И верит, что полюбят богачи,
Не спорь, не будь навязчивым и грубым.
Молчи.
 
Когда приятель в полтора карата
Привез стекло с далеких Филиппин,
Не открывай ему ужасной правды -
Терпи.
 
Когда на праздник испекла соседка
Пирог, на вкус и запах - нафталин,
Тихонько сплюнув под столом в салфетку,
Хвали.
 
Когда знакомый пишет о бельчатах
Гекзаметром… уже недели три.
И спрашивает, стоит ли печатать, -
Соври.
 
Молчи или, напротив, ври безбожно -
Никто тебя не выставит за дверь.
Любой маляр по-своему художник.
Поверь!
 
С первого же прочтения этого произведения нам бросается в глаза рваный ритм стиха, а именно резко укороченная, прямо-таки "оборванная" четвёртая строка каждой строфы.  Этот приём позволяет автору усилить эффект, произведённый предыдущими тремя строчками, драматизируя до предела ситуацию, в которой потенциальному герою стиха необходимо сдержать рождающийся внутри порыв и не сделать того, что сделать очень хочется.
 
Из стандартных же средств усиления выразительности языка автор использует в основном эпитеты (накачала губы, богачи, навязчивый и грубый, далёкие Филиппины, ужасная правда, пирог - нафталин, тихонько сплюнув, ври безбожно, не выставит за дверь и т.д.), катахрезу (стекло в полтора карата), гиперболу (гекзаметром уже недели три) и эвфемизм (любой маляр по-своему художник).
 
Если же смотреть на главную мысль, которую автор пытается до нас донести посредством этого своего творения, то её, пожалуй, можно вкратце сформулировать так: "Если вы хотите быть приятным человеком и иметь с окружающими людьми лёгкие и дружеские отношения - не разрушайте иллюзий, которые они испытывают на свой счёт. Поддерживайте их заблуждения - им это будет очень приятно."

 
Обсудить на форуме: Выразительные средства русского языка (сообщений: 0).
 
Лента новостей Родовые Поместья Сибири